Новорожденный и младенец – чем отличаются понятия?

Содержание

Новорожденный и младенец – чем отличаются понятия?

Новорожденный и младенец – чем отличаются понятия?

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет.

Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности.

Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:

  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.

Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:

  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.

Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития. 

 

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины – физиологическая и психологическая.

 Физиологические проявления – малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела.

Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери – это пугает и повышает чувство тревоги.

Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:

  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.

Если ребенка держать под руки и “ставить” на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Период младенчества (первый год жизни) 

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет.

Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать.

Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками.
Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными.

Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:

  • 1 месяце – смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце – Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце – умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце – переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце – берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце – самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце – самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце – пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце – Хорошо “бегает” на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце – без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце – хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит – родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий.

Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память.

Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже. 

Эмоциональное развитие

 Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние.

Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой “дай-дай”, если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой.

Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь 

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то.

Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины.

К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать. 

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает “взрослую” пищу.

Учится пользоваться горшком.

Всего за год он прошел колоссальные изменения – научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Младенчество: границы и особенности периода

Новорожденный и младенец – чем отличаются понятия?

Называя ребенка младенцем, мы имеем в виду, прежде всего, что он маленький, беспомощный. Однако специалисты имеют четкое представление о том, когда начинается и заканчивается период младенчества, чем отличается от других периодов жизни малыша, что умеет, чего хочет ребенок на этом этапе своего развития.

Временные рамки

Итак, только ли эпитеты «маленький» и «беспомощный» характеризуют ребенка на этапе младенчества? Если говорить о возрастных рамках (до 1 года), то – да. Младенчество – это период жизни ребенка между двумя кризисами: первого месяца и первого года жизни.

  • Кризис первого месяца характеризуется адаптацией малыша к жизни вне утробы матери. Происходит кризис физического отделения маленького человечка от матери.
  • Кризис первого года в психологии связывают с освоением навыков хождения и речи.

Советский ученый, психолог Л.С. Выготский выделял возрастные периоды именно по границам кризисных этапов.

Однако он считал, что во время кризиса происходят не только негативные изменения (нарушения сна, питания, поведения), но также, несомненно, положительные: ребенок приобретает новый значимый для него навык, дающий возможность развиваться на новом уровне. Происходит изменение маленькой личности.

Разве на первом месяце жизни малыш получает такой навык? Физически – нет. Психологически – да. Он учится воспринимать себя как существо, живущее отдельно от мамы. Соответственно, дальше он будет учиться всему, что способствует его адаптации в социально-бытовом, психическом, эмоциональном плане.

Исходя из всего этого, границы младенческого возраста — от 2 месяцев до года. Это так называемый стабильный период, когда малыш развивается вне кризиса. После этого ребенок переходит на новый этап (раннее детство), который к 3 годам тоже закончится кризисом: ребенок осознает себя как независимую часть социума, самостоятельную и значимую личность.

В младенческом возрасте ведущий тип деятельности малыша – непосредственно-эмоциональное общение с окружающими близкими людьми. При этом кроха полностью зависит от взрослого: физическое развитие, режим дня, правильное питание, своевременное лечение, познавательные, двигательные, речевые навыки – все это он получает от матери и развивает с ее помощью, на ее примере.

Больше общайтесь с младенцем. На этом этапе потребность в эмоциональном контакте с матерью у ребенка чрезвычайно высока. Ваш ласковый голос, колыбельные, потешки, улыбки дают ему ощущение спокойствия, комфорта, необходимое для полноценного развития.

Речь младенцев

От рождения до года речь малыша по большей части является пассивной. На этом этапе он:

  • учится понимать интонации;
  • запоминает простые речевые конструкции;
  • накапливает запас понимаемых слов (предметов и действий), которые пока не может произносить;
  • развивает артикуляционный аппарат.

Не умея говорить, ребенок, тем не менее, остро нуждается в эмоциональном общении со взрослыми. Он учится этому, последовательно проходя несколько этапов:

  1. плач (простой, а затем интонационно окрашенный);
  2. гуление;
  3. лепет (цепочки слогов, неосознанно произносимые простые слова);
  4. подключение жестов к процессу общения;
  5. первые слова.

Ближе к году формируется так называемая автономная речь – переходная фаза между пассивной и активной речью. Иногда ее еще называют «детским языком». Это своеобразная эмоциональная связь со взрослым в конкретной ситуации. Конечно, это общение, но понятное лишь ребенку и его родителям.

Такая речь младенца отличается от взрослой речи артикуляцией, фонетикой, семантикой (это слова с множеством значений, звукоподражания, искажения, обрывки понятных взрослым слов). Синтаксические конструкции в этот период дети тоже строят «по желанию» — их «слова» не связаны друг с другом привычными для взрослых связями, в них нет согласованности, подчинения, управления и т. д.

В возрастной психологии считается, что начало и конец такой автономной речи являются одновременно границами начала и конца кризиса первого года.

Предметная и двигательная деятельность

Эти два вида деятельности в младенческом возрасте тесно взаимосвязаны и развиваются вместе в определенной последовательности.

  • Зрение новорожденного еще довольно слабо развито, глаза видят как бы автономно друг от друга. К началу младенчества они перестают расходиться в разные стороны, кроха умеет сосредотачиваться на предмете, который видит одновременно и четко обоими глазами, – зрение становится бинокулярным.
  • Начальный период младенчества характеризуется появлением у ребенка комплекса оживления – двигательных и эмоциональных реакций на появление близких людей. С каждым месяцем комплекс проявляется все активнее. Малыш привлекает к себе внимание сначала для общения, затем – для совместных игр.
  • С 2 месяцев до года малыш последовательно учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить. Каждый новый навык открывает перед ребенком новые возможности для изучения окружающей действительности, раздвигает доступные границы пространства.
  • Действия с предметами. К 6 – 7 месяцам рефлекторное хватание постепенно переходит в осознанный, намеренный акт. Затем малыш учится раскрывать ладонь по размеру предмета, захватывать мелкие детали, манипулировать предметами или игрушками. Это еще не полноценные действия с предметами, поскольку они используются не по своему назначению (ребенок их крутит в ручках, стучит по поверхности или друг о друга, тянет в ротик).
  • К концу года вырабатывается управляемость движений, их произвольность и целенаправленность. Малыш понимает, какой предмет он хочет взять и зачем. Это основа для развития дальнейшей полноценной предметной деятельности.

Собственно, она начинается во время кризиса первого года, когда малыш осваивает навык ходьбы. Теперь его ручки свободны для захвата и манипуляций с вещами или игрушками. «Настоящая» предметная деятельность характеризуется использованием предметов по их назначению. А этого малыш пока не знает. Ему придется самостоятельно научиться этому у взрослых, выработав определенные навыки:

  • понимать назначение конкретных предметов;
  • осваивать способы действий с разными предметами;
  • усваивать технику выполнения этих действий.

Интеллектуальное развитие

Каким бы незначительным оно ни казалось, за период первого года жизни малыш в интеллектуальном развитии делает большой шаг вперед.

В общем смысле младенцы находятся в сенсомоторном периоде развития (основанном на восприятии и моторике). У них нет пока понятия образа, нет способности выражать свои мысли или потребности посредством речи.

Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и движений.

В рамках этого периода за первый год малыши проходят несколько важных ступеней.

  1. Новорожденные малыши (1 месяц) приспосабливаются к окружающей действительности при помощи рефлексов (они плачут, дышат, кашляют, сосут грудь и т. д.) и их дальнейшего преобразования (аккомодации).
  2. Период первичных круговых реакций (до 4 месяцев) – время появления первых форм активности, отличных от рефлексов. То есть у младенца в этом возрасте уже проявляются первые связи с окружающими предметами.
  3. Период вторичных круговых реакций (с 4 до 8 месяцев). Характерной особенностью этого периода является действие малыша одновременно по двум схемам (например, движения руки и восприятия голоса или звука). В качестве примера можно привести действия малыша с погремушкой, подвешенной над кроваткой. Сначала он ее случайно цепляет, и она издает характерный звук. Затем младенец уже целенаправленно цепляет ее снова, ожидая повторения звука.
  4. Начало развития практического интеллекта (с 8 до 12 месяцев). Младенец начинает понимать постоянство объекта. Это выражается, например, в том, что ребенок привыкает считать родными и безопасными людьми тех, кто находится рядом постоянно, болезненно реагируя на появление незнакомцев. Или в том, что малыш теперь знает: предметы существуют даже тогда, когда их не видно. Если спрятать игрушку, он начнет ее искать. Теперь деятельность ребенка ориентирована именно на постоянные объекты. В своем поведении он отрывается от наглядного восприятия и ориентируется на постоянные (пусть в данный момент и невидимые) предметы.

Что сейчас важнее всего?

Самая важная потребность младенца – потребность в защищенности, безопасности, стабильности. Ее крайне важно удовлетворять максимально.

Ведь если ребенок с младенчества не будет чувствовать себя в безопасности, он на всю жизнь разучится доверять окружающему миру, отстранится от него. Может стать замкнутым или враждебным к социуму.

Если ребенок испытывает нехватку родительской любви, заботы, ласки, внимания к своим желаниям, если с ним жестоко обращаются в семье, он вырастет озлобленным и отчужденным.

Ведь в этом возрасте для малыша мир и семья имеют одинаковое устройство: все, что происходит в семье, происходит и в мире. Именно поэтому, если ребенок в раннем возрасте переживает развод родителей, для него не просто рушится семья – рушится весь мир.

В младенчестве ребенок учится общаться с окружающими, ждет от них помощи и поддержки. Он учится доверять окружающим, формирует первые привязанности: сначала ища ответной реакции от любого человека, затем научившись разделять своих и чужих, затем избирая в объекты своей любви самых близких и значимых людей.

Именно в этот период чувство психологического комфорта и гармонии гораздо важнее удовлетворения естественных потребностей. Ведь с помощью этого чувства ребенок учится воспринимать себя человеком – мыслящим, разумным, духовным существом.

Наш ребёнок – дошколёнок!

Новорожденный и младенец – чем отличаются понятия?

Дорогие друзья!
Посчитала необходимым прояснить некоторые понятия, связанные с маленькими детьми, поэтому и написала статью «Новорожденный, младенец, кроха – почему малышей так называют? Период новорожденности»
Какие только слова не используются в языке, применительно к самым маленьким детям: малыш, дитя, лялька, малютка, дитё, грудничок, младенчик, кроха, грудной ребенок, младенец, чадо, бамбино, бэби.Может, Вы ещё добавите что-то к этому списку?Большинство из этих слов, конечно же – просторечные, и многие люди их употребляют как синонимы. Иногда это оправданно, иногда – допустимо, а в некоторых случаях…заставляет задуматься.

Давайте разберёмся поточнее: что значит – «новорожденный ребёнок»?

Новорожденный ребёнок это…

С одной стороны – ясно, что новорожденным называют только что родившегося ребёнка. Но сколько времени теперь малютку можно так называть? Час? Сутки? Неделю? Месяц? Год?Как ни странно, но у педагогики, психологии и медицины на этот вопрос имеются разные взгляды.

Часть медиков считает, что новорожденным называется ребёнок до выписки из родильного дома.Часть педагогов, вообще, такое понятие не использует, для них малыш от рождения до года – просто младенец.Крупнейший психолог Л.С.Выготский считал ребёнка новорожденным до 2-х месяцев.

Но, в основном, медики и психологи считают, что период новорожденности – это первые 28 дней жизни ребёнка, или один месяц. А окончанием периода новорожденности считают появление у ребёнка Комплекса оживления. О котором – в следующей статье.

А как же называется следующий период после периода новорожденности?

Младенчество

Период новорожденности закончен, теперь – с одного месяца (точнее, с 28 дня жизни) и до года ребёнок будет называться просто младенцем.Новорожденный и младенец объединяются под термином грудной ребёнок, грудничок.

Не будет ошибкой считать слова «грудной ребёнок» и «младенец» синонимами, а новорожденность – начальным периодом младенчества.Но с младенцем, кстати, тоже не всё просто.

Если сегодня младенцем считают ребёнка до годовалого возраста, то ещё в позапрошлом веке, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, младенцем считали ребёнка аж до 7 лет!!!

Вот какое толкование даёт В.Даль:

«…Младенец м. дитя до семи лет … Младенство, младенчество ср. пора и возраст человека до семи лет…»

У В.Даля также имеются следующие интересные толкования к слову ДИТЯ:

«…дитятей назыв. до 14 и ли 16 лет, когда детство переходит в отрочество…»  Я бы сказала, что это уже не ДИТЯ, а ДЕТИНА))).

Ещё из Интернета я узнала, что и Церковь считает МЛАДЕНЦЕМ ребёнка до 7 лет.Налицо – противоречия в словесных определениях некоторых периодов детства!То читаем у Н.А.

Некрасова о «мужичке с ноготок» шестилетнего возраста, а то знакомимся с подобным толкованием слова «младенец», совершенно несоответствующим современным представлениям об этом возрасте!)))Скорее всего, данные термины не были ещё проработаны в то время педагогикой и медициной.

Закончим этот разбор терминов таблицей современной возрастной периодизации детства.

Возрастная периодизация детства

Названия периодов детстваВремя, возраст
Внутриутробный период развития(эмбрион, плод, внутриутробный ребёнок)28-30 недель(недоношенные дети)Более 42 недель (переношенные дети)
Грудной возраст (младенчество)Период новорожденности0-28 дней (1 месяц)
Младенчествоот 1 месяца до года
Раннее детство (преддошкольный период)от года до 3 лет
Дошкольный возрастМладший дошкольныйОт 3 до 4 лет
Средний дошкольныйОт 4 до 5 лет
Старший дошкольныйОт 5 до 6-7 лет
Младший школьный возрастОт 6-7 лет до 10-11 лет

* Эмбриональный и плодный периоды внутриутробного развития

Я должна оговориться, что внесла в таблицу внутриутробный период развития, хотя это не совсем верно, не зря в данный период мы и говорим о ребёнке исключительно как о «будущем».

Но, в то же время, в мире набирает силы пренатальная (дородовая) педагогика, в которой уже вполне нашло своё место понятие «внутриутробный ребёнок».

Методы пренатальной педагогики подтвердили свою эффективность, поскольку было выявлено их положительно влияние на психическое и физическое развитие детей.

Понимая, что придётся ещё не раз касаться этого вопроса, ведь наука не стоит на месте, сейчас остановлюсь лишь вкратце на некоторых моментах.

  • Всем известно, что ребёнок связан с матерью пуповиной, по которой он не только получает питание, но, например и гормоны стресса и гормоны радости также поступают к плоду, оказывая на него определённое влияние. (о гормонах радости читайте на моём другом сайте в разделе о Здоровом Образе Жизни).
  • Материнские эмоции (радость, страх, переживание) изменяют частоту биения её сердца, задержку её дыхания. И к этим колебаниям также чувствителен будущий малыш. У него могут развиться тахикардия, гипоксия, низкий вес, повышенный риск смерти, астма и т.д.
  • Эмоциональные стрессы матери, как известно, могут вызвать преждевременные роды, патологии развития, снижение интеллекта, склонности в будущем к вредным привычкам и т.д.

Я нашла в Интернете цифры, показывающие, что матери, проходившие курсы пренатальной педагогики или психологии, рожали затем детей,

  • память которых почти на 50 % превышала средние нормы ребятишек этого возраста;
  • IQ был выше среднего почти на 40 %;
  • социальное развитие выше на 50 %;
  • рассудочная деятельность (практический интеллект) – на 80%!

Вот какие цифры!

Но что говорить о развитии пренатальной педагогики в нашей стране, если элементарное дошкольное образование никак не добьётся должного внимания со стороны Системы образования.

Период новорожденности – что это?

У любого читающего, любого родителя может возникнуть закономерный вопрос: а в чем необходимость выделения, обособления периода новорожденности ? Что в нём такого особенного? Зачем это нужно?

Оказывается, период новорожденности отличается даже от последующего этапа младенчества настолько, что требует обратить на себя особое внимание.

Если говорить простыми словами, то на этапе новорожденности ребёнок физически уже отделился от матери, а физиологически – ещё нет. Это дало право назвать период новорожденности переходным периодом от существования в утробе матери к жизни в мире людей.

Организм новорожденного имеет следующие особенности:

  • его органы и системы отличаются значительной незрелостью, любое негативное внешнее воздействие может привести к серьёзным нарушениям жизнедеятельности;
  • малыш почти постоянно спит и нуждается в полноценном уходе матери, от которой он полностью зависим, и без которой оказывается нежизнеспособен;
  • в то же время новорожденный имеет 75 (!) врождённых рефлексов, которые обеспечивают ему выживаемость. Например, в ответ на прикосновение к уголку рта, ребёнок губами начинает тянуться в сторону раздражителя (поисковый рефлекс); малыш будет сосать любой предмет, попавший ему случайно в рот (сосательный рефлекс); кроха цепко ухватится за палец взрослого, вложенный в его ладошку (хватательный рефлекс). Врождённые рефлексы полностью исчезнут к 3,5 месяцам. Им на смену придут условные рефлексы. Первый условный рефлекс – пищевой – «на изменение положения тела при кормлении» начинает формироваться уже в первую неделю жизни новорожденного малыша.

И ещё о некоторых изменениях, которые происходят в организме новорожденного в первый месяц жизни:

  • в первые же дни жизни кроха теряет до 7% веса, который имел при рождении. На восстановление веса затем уходит до полутора недель;
  • в первые недели температура тела ребёнка очень неустойчива, часто зависит от температуры среды;
  • с первых часов жизни малыша происходит заселение его желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы микроорганизмами;
  • у крохи в течение первых полутора недель отмечается лёгкое пожелтение кожи тела – желтушка новорожденного – из-за незрелости печени;
  • также на кожице возможно появление красноватых или синюшных пятен из-за незрелости сосудистой системы;
  • на личике новорожденного, особенно на носу и щеках, возможно появление белых прыщиков либо красноватой сыпи. В первом случае это происходит из-за закупорки сальных желёз, а во втором – как реакция организма малыша на новый гормональный фон, который формируется у него вне утробы матери. При хорошем гигиеническом уходе прыщики и сыпь проходят сами собой ещё до окончания периода новорожденности. Но наблюдение у педиатра необходимо в любом случае.

Я перечислила лишь основные особенности периода новорожденности, которые и выделяют его из общего периода младенчества. Окончанием периода новорожденности является появление комплекса оживления – первая социальная реакция младенца. О ней читаем дальше.

А на этом всё! Всем счастья и здоровых деток!

С пожеланиями любви и семейного счастья Ирина Мозгунова — автор сайта “Наш ребёнок – дошколёнок!”

Новорожденный, младенец, кроха – почему малышей так называют? Период новорожденности

Новорожденный: как отличить «норму» от «патологии»?

Новорожденный и младенец – чем отличаются понятия?
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Как определить «границы физиологической нормы»?

Процесс появления на свет является безусловным стрессом для организма, связанным с перестройкой всех органов и систем, а также тяжелой физической нагрузкой. Сразу после рождения условия обитания малыша радикально меняются, новорожденный попадает в непривычную для него окружающую среду.

Температура здесь значительно ниже той, к которой он привык в утробе матери, появляется гравитация, возникают новые ощущения, поступающие от органов чувств, – зрительные образы, звуки, прикосновения. Начинается новый для него тип дыхания (легочный) и новый тип пищеварения.

Эти перестройки и переживания связаны с изменениями во всех органах и системах. Именно они и вызывают так называемые «транзиторные», или переходные, состояния. Возникают после родов и через некоторое время проходят бесследно.

Но при определенных условиях «физиологические транзиторные состояния» могут перейти в патологические и стать причиной заболеваний.


фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Переходных состояний много, потому что все системы органов претерпевают изменения. У некоторых детей они проходят незаметно (при этом лабораторная диагностика может выявить их наличие у каждого ребенка).
Физиологическая потеря веса происходит у всех новорожденных независимо от массы тела при рождении. Потому, что, во-первых, во время родового стресса запускается механизм усиленного обмена веществ (ребенок активно расходует энергию при рождении), и во-вторых, после стресса организм обычно выводит определенное количество жидкости, а источника достаточного восполнения ее пока нет (так как нет большого количества молозива и молока). В первые сутки–двое малыш расходует «резервные запасы» (скопления подкожного жира в отдельных частях тела). Норма потери массы – 6–7 % от массы при рождении. Доношенный ребенок на 10-й день после родов, а недоношенный – на 14-й, весит столько же, сколько при рождении. Скажу сразу, что для нормального функционирования органов и прибавки в весе необходим адекватный тепловой режим, о котором упомяну позже.

Если у новорожденного не происходит физиологической потери массы тела, то можно говорить о задержке жидкости в организме, связанной, скорее всего, с патологией мочевыводящей системы. Такая ситуация требует срочного обращения к врачу.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

2. Транзиторное нарушение теплового обмена или «транзиторная лихорадка»

У малыша может незначительно повышаться температура, потому как процессы терморегуляции у него незрелы. Нормальная температура тела ребенка – до 37 градусов. Измерение лучше проводить в паху, ртутным термометром.

Малыши не могут удерживать постоянную температуру тела и очень чувствительны к изменениям температуры окружающей среды. Неустойчивость центра терморегуляции приводит к легкому наступлению переохлаждения или перегрева. Обусловлено это особенностями кожи, бедной потовыми железами и богатой кровеносными сосудами.

Важно соблюдать нормальный температурный режим в комнате малыша: 22 градуса для доношенных детей и 24 градуса для недоношенных и маловесных. Это лишь ориентировочные цифры. Существуют индивидуальные особенности реакций детей на изменение температуры.

Поэтому зачастую комфортную температуру нужно подбирать, ориентируясь на предпочтения ребенка.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

3. Половой криз

Половой криз обусловлен воздействием материнских гормонов на органы-«мишени» малыша. Это явление наиболее часто наблюдается у девочек. Оно выражается в том, что половые органы увеличиваются в размерах, увеличиваются и нагрубают молочные железы, из сосков могут выделяться капли молозива. Эту ситуацию можно наблюдать и у девочек, и у мальчиков.

При обнаружении данного состояния нельзя пытаться выдавливать молозиво – это больно. Отличие от патологического процесса – мастита новорожденного – заключается в отсутствии повышенной температуры и болезненности при прикосновении к груди ребенка. У девочек 2–3 дней жизни иногда наблюдаются менструальноподобные выделения из влагалища.

Объём выделившейся крови может приблизительно составлять одну чайную ложку. Продолжаются такие выделения как обычные месячные: 3–5 дней.

У девочек также встречается «транзиторный десквамативный вульвовагинит» – обильные слизистые выделения из половых путей. Он может продолжаться до 3–4 недель.

Выделения не причиняют беспокойства, влагалище при этом не красное.

Любые проявления полового криза проходят сами и вмешательства не требуют.


фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Эта ситуация связана с заселением доселе стерильного кишечника флорой, которую малыш получает во время и сразу после родов от матери, а также от людей, которые за ним ухаживают. Не всегда заселение идет равномерно и только «правильной» флорой. «Борьба за территории» вызывает различные процессы в кишечнике. У здорового малыша при нормальной материнской флоре все заканчивается благополучно. При «плохой» флоре матери, где много патогенных или условно патогенных микробов, подобное состояние может перерасти в инфицирование. Чаще так бывает у недоношенных, незрелых, маловесных детей. Также на первой неделе жизни наблюдается расстройство стула. Связано это с тем, что с началом питания первый раз включаются в работу пищеварительные ферменты, железы пищеварения, желчный пузырь. У новорожденного все эти процессы не всегда происходят слаженно и последовательно. Первый стул ребенка – это меконий, темно-зеленый, пастообразный. Дальше начинает образовываться стул переходный – неоднородный, зелено-желтый, с комочками, в нем иногда можно обнаружить немного слизи. К концу первой недели стул устанавливается.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Это транзиторное состояние органов мочевыделения, связанное с адаптацией, изменением обмена веществ, уменьшением объема мочи. Вследствие этого повышается концентрация мочи, в почечных лоханках откладываются кристаллы солей мочевой кислоты. Моча становится более мутной, от желтого до кирпичного цвета, возможна кристаллизация солей на пеленке. Выглядят эти кристаллы как пятно насыщенного кирпичного цвета.

Если ситуация длится более 12–18 часов – это повод допоить малыша водой из ложечки.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
Новорожденный очень уязвим для инфекций. Ребенок рождается стерильным. У него незрелы барьерные свойства кожи, не сформированы защитные механизмы слизистых. После рождения все полости (носоглотка, верхние дыхательные пути, кишечник, половые органы) заселяются бактериальной флорой. Массированное воздействие «новой» флоры и незрелость защиты организма на первой неделе жизни объясняют «транзиторный иммунодефицит». Поэтому риск инфицирования новорожденного от больного человека или «здорового» носителя патогенных микробов и вирусов значительно выше, чем у грудного ребенка. Необходимо упомянуть физиологическую для новорожденного рану – пупочную. При определенных условиях или при отсутствии правильной гигиены кожи ребенка и матери, пупочная ранка становится прекрасными входными воротами для любой инфекции.

Любое покраснение пупочной ранки или поверхности вокруг нее, если она мокнет или есть выделения – повод для обращения к врачу.

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall Кожа – очень важный для ребенка орган. Она выполняет функцию защиты от инфекций, является органом выделения и терморегуляции. Кожа новорожденного и грудного ребенка может многое сказать о том, что происходит в жизни малыша. Она покажет, правильно ли питается мама, хорошо ли вы подобрали одежду для него, подходит ли вода вашего жилища для купания.

Многие патологические процессы, протекающие в организме ребенка, можно «читать» по коже. Перечисленные ниже явления считаются нормальными состояниями кожи новорожденного.

  1. Простая эритема – это покраснение кожи. Его можно наблюдать через 6–12 часов после рождения. К концу первой недели жизни избыточное покраснение должно пройти. Такое покраснение вызвано, прежде всего, привыканием кожи к контакту с воздухом.
  2. Шелушение кожи. Встречается оно чаще у переношенных малышей, родившихся позже 42 недель беременности. Через неделю–полторы шелушение проходит. Рекомендую мазать складки, находящиеся у ладоней и стоп миндальным маслом, потому что на сгибах сухая кожа может трескаться, доставляя малышу неприятные ощущения. 
  3. Токсическая эритема – пятна размером с копейку, с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Обычно они располагаются на конечностях, вокруг суставов и на груди. Появляются они на 1 день после родов, исчезают обычно через 2–3 дня. Самочувствие ребенка не нарушено. Однако эти пятна могут зудеть, поэтому одежда должна быть не жесткой и не плотно прилегать к этим элементам на коже. 
  4. Милиа – так называются белые узелки на крыльях носа, переносице и на лбу. Это закупоренные узкие сальные протоки. Они откупориваются самостоятельно на протяжении 1–2 недель жизни. 
  5. Монгольские пятна. Они имеют цвет от голубого до бледно-серого и похожи на синяки. Такие пятна встречаются на спине и ягодицах, иногда – на ногах и плечах, у девяти из десяти детей, чьи родители принадлежат к черной, азиатской или индейской расе. Эти едва заметные пятна также достаточно часто встречаются у детей Средиземноморского региона, но очень редко – у светловолосых и голубоглазых младенцев. 
  6. «Пятна аиста». Эти оранжево-розовые пятна могут появляться на лбу, веках, на затылке они встречаются на том месте, за которое аисты носят младенцев, чем и объясняется их народное название «пятна аиста». Они светлеют в первые два года жизни ребенка и становятся заметными только тогда, когда ребенок плачет или сильно напрягается. 

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

8. Физиологическая желтуха новорожденных

Желтухой называется окрашивание слизистых оболочек, склер, кожи в желтый цвет. У новорожденных она может возникать как физиологическое транзиторное состояние, так и проявление какого-либо заболевания.

Если физиологическая желтуха вмешательств не требует и проходит быстро и бесследно, то патологическая желтуха часто требует немедленных мер для предотвращений серьезных осложнений со стороны нервной системы. Все виды желтух объединены общим признаком – гирпербилирубинемией (повышенным содержанием желчного пигмента в крови).

От наличия в крови этого пигмента и зависит яркость окраски кожи – от светло-лимонного до оранжевого цвета. Прокрашивание также может быть зеленым и оливково-желтым. Билирубин образуется при распаде гемоглобина разрушенных эритроцитов. Длительность жизни эритроцита взрослого человека составляет 80–120 дней. У новорожденных этот срок равен 5–7 дням.

Связано это с тем, что гемоглобин плода в первые две недели жизни замещается «взрослым» гемоглобином. Отслужившие эритроциты распадаются, высвобождая в кровь билирубин. Клетки печени активно участвуют в переработке и выведении билирубина из организма.

Вот почему при незрелости и заболеваниях печени мы имеем затяжную или сильную желтуху, а это уже повод для обращения к врачу. Билирубин является токсином для центральной нервной системы. Его токсический эффект проявляется при определенной концентрации в крови.

Для каждого ребенка он зачастую разный – это зависит от срока родов, степени зрелости и сопутствующих патологий. Желтеть малыш начинает с лица и головы, потом желтушное прокрашивание «сползает» вниз по телу малыша. Определять интенсивность желтухи лучше при дневном освещении, у окна. Лампы дневного света и другое электрическое освещение может сильно исказить визуальную оценку цвета кожи.

Вот основные характеристики физиологической желтухи:

  • она возникает на 2–3-й день жизни малыша;
  • достигает максимума на 4–5-й день; 
  • исчезает к 10-му дню у зрелых новорожденных, у незрелых может держаться 2-3 недели; 
  • при физиологической желтухе не страдает общее состояние ребенка; 
  • концентрация билирубина в крови не превышает 180 мкмоль/л; 
  • она не требует лечения.

Причины физиологической желтухи:

  1. Массивное разрушение эритроцитов, обусловленное физиологической реакцией смены «фетального» гемоглобина на «взрослый».
  2. Физиологическая незрелость печени, при которой ее ферменты не справляются с прибывающим билирубином.

Патологические желтухи Определюсь, что целью данной статьи не является подробное изложение причин и методов лечения патологических состояний. Поэтому я не буду подробно описывать все проблемы, которые сопровождаются патологическими желтухами.

Выделю признаки, которые позволят отличить норму от патологии. Для дифференциальной диагностики будет достаточно лишь одного из перечисленных ниже признаков. Поводом для обращения к врачу будут желтухи:

  • которые появляются до 2-х полных суток жизни малыша и, соответственно, желтухи, обнаруженные при осмотре только что родившегося ребенка;
  • длительностью более 10–14 дней; 
  • со значительным повышением билирубина в биохимическом анализе крови (выше 180 мкмоль/л); 
  • когда желтушное прокрашивание затрагивает голени; 
  • когда желтушное прокрашивание охватывает ладони и стопы, обращаться за помощью нужно без промедлений; 
  • когда появление желтухи сопровождается изменением общего состояния малыша (плохое и вялое сосание, длинный глубокий сон, громкий, пронзительный плач, скудный стул, отеки, осиплость голоса, сильный тремор); 
  • при появлении обесцвеченного стула; 
  • при сильном беспокойстве во время или после еды, вплоть до отказа от еды при явных признаках голода.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.