Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Содержание

Карл Густав Юнг и его тень

Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Как это очень часто бывает в моей жизни, я подхожу к различным концепциям мировой психологии не через книги и учебники, а через собственные переживания, личную боль и живой опыт.

Мне всегда кажется, что чужие философские мысли и идеи вторгаются в мой мир удивительно вовремя, как раз в те моменты, когда я готов раскрыться им, увидеть в них отражение собственных волнений.

Это происходит, когда я их уже осознал на своем личном глубинном уровне, еще ничего не читая о них и готов приобщиться к переживаниям человека, жившего до меня и отчеканившего свой опыт в образах мировой культуры.

Тогда я ощущаю некое единство, которое пробирает меня почти до слез, чувство обостренного понимания, которое расширяется, приобретает объем и более четкую форму, некую уверенность в собственном опыте, больше не одиноком, ведь он нашел поддержку в родственных ему переживаниях и заиграл новыми смыслами и гранями, обрел новую словесную форму в рассуждениях другого человека.

«Тень» Юнга подкрадывалась ко мне с разных сторон, притаившись, не спеша врываться в двери до тех пор, пока я не буду полностью готов. Она являлась мне в текстах песен, в беседах людей, искушенных в психологии, но лишь намеками, обрывками образов.

Что-то уже тогда едва заметно откликалось во мне просто в ответ на само обозначение концепции: «Что за тень? У каждого человека есть тень в психологическом смысле, что это значит?» Но этот импульс внезапного интереса быстро затухал, как будто не накопилось достаточная масса опыта, чтобы притянуть мой интерес к Тени.

И только тогда, когда я все четче и яснее стал различать собственную теневую сторону, входить с ней в контакт и погружаться в нее, в памяти внезапно всплыло несколько фраз о Тени Юнга. Я подумал, что за этой метафорой может скрываться нечто родственное моему собственному опыту и поспешил проверять.

Я открыл эту дверь и Тень ворвалась в мой мир.

Что такое тень?

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, основоположник аналитической психологии. В развитии своих идей он нередко обращался, как к различным религиям, так и к оккультным течениям. Именно он ввел такие термины в психологию как «коллективное бессознательное», «анима» и «тень».

Кто-то сказал, что заслуга аналитической психологии состояла в том, что она «открыла существование преисподней человеческого духа». Фрейд обнаружил бессознательное, в котором содержаться потаенные комплексы, скрытые травмы и сексуальные отклонения. А Юнг говорил о Тени, как о средоточии нашей демонической природы.

Тень следует за нами повсюду, она подобна «длинному мешку, который мы волочим за собой».

Согласно Юнгу вовсе не Тень является местом концентрации зла в человека, а скорее то, что ее формирует: наши ожидания, отсутствие любви в отношении к самих себя, абстрактные идеалы, отрицание своего «Я».

Что же такое эта Тень? Это комплекс всех наших качеств, желаний, любых атрибутов личности, которые мы не хотим в себе признавать, которые мы подавляем и отрицаем, которые мы ненавидим.

Если мы привыкли думать о себе, как об очень харизматическом человеке, который должен нравиться всем, то все те качества, которые противоречат этому образу, начинают воплощаться в «Тени».

И если мы сталкиваемся с недоброжелательным отношением людей к нам самим, если наше обаяние, наши качества не вызывают в них ожидаемого восторга, то это рождает фрустрацию, боль и страдание, которые могут проявиться в ненависти к людям («они меня не любят, потому что дураки). Мы не можем признать, что не нравимся всем людям без исключения.

Более яркий пример – это чрезмерная жестокость в отношении самих себя, а также сексуальные девиации на религиозной почве.

Когда человек боится признать себя обычным человеком, а видит в себе святого, которому должны быть чужды любые «низкие» помыслы, он начинает отрицать, скажем, свою сексуальность, винить себя за нее, наказывать себя за мысли о женщинах, а это может приводить к излишней жестокости в отношении себя или других людей.

Ханжеское и агрессивное осуждение целыми религиозными общинами людей или иных религиозных организаций является, согласно последователям Юнга, следствием «вытеснения в коллективную тень».

Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью.

Непризнание своей теневой стороны может стать причиной многочисленных неврозов и психологических проблем.

Esse Homo

See my shadow changing,Stretching up and over me.Soften this old armor.Hoping I can clear the wayBy stepping through my shadow,Coming out the other side.

Step into the shadow.

Tool — Forty Six & 2 (Aenima)

Юнг и его последователи говорят, что все это зло происходит, потому что мы боимся вступить в диалог со своей тенью, признавать наличие в себе тех качеств, которые мы так тщательно прячем от самих себя.

Нам с детства втемяшивают все эти идеалы (или мы их формируем сами): «ты должен быть сильным», «все хотят быть успешными и энергичными людьми», «ты всегда должен все контролировать», «у тебя всегда должно быть хорошее настроение и мотивация».

Это вовсе не значит, что мы должны реализовывать каждое свое «теневое» желание. Путь преодоления этого зла лежит на тонкой, как острие бритва грани, которая так же далека от безудержного распутства, как и от лицемерной святости. Это тонкая грань осознанного диалога и принятия.

Мы должны увидеть за всем этим нагромождением возвышенных представлений о самих себе, ее, вытесненную идеалами, общественными ожиданиями и стереотипами, забитую в угол и отвергнутую.

Мы должны полюбить ее в духе самой что ни на есть христианской добродетели, ведь она является частью нас самих, частью, которая продолжает существовать, несмотря на все наши попытки ее отрицать.

Мы должны вступить в эту тень, заглянуть в ее глаза, признать ее существование.

Что же мы там можем увидеть внутри самих себя? О, что угодно! Маленького, забитого, ребенка, который хочет, чтобы на него обратили внимания и мороженного. Замученного работой человека, который только и желает забыться недельным сном и ничего не делать.

Нам с детства втемяшивают все эти идеалы (или мы их формируем сами): «ты должен быть сильным», «все хотят быть успешными и энергичными людьми», «ты всегда должен все контролировать», «у тебя всегда должно быть хорошее настроение и мотивация».

И чем более высокими и недосягаемыми становятся эти идеалы, чем сильнее становится наше желание им соответствовать, тем больше вырастает Тень за нашими плечами.

И эта Тень нуждается просто в том, чтобы ее признали, во внимании и любви. Это требует не только сострадания, но и большой смелости. Не так просто признаться себе: «На самом деле я не такой, каким привык себя представлять. Я не настолько обаятельный, умный, харизматичный, праведный.».

Отказываясь смотреть правде в глаза, мы инстинктивно оберегаем себя от боли, которая неизбежно возникнет, когда перед нами раскидывается вся пропасть несоответствия нашего я с нашими ожиданиями.

Самые обидные оскорбления и выпады в наш адрес, это как правило стрелы, пущенные в нашу тень.

Яростно защищаясь от критики, ополчаясь с гневом на критикующих мы, на самом деле, пытаемся защититься от самих себя, от того, чтобы взглянуть в эту пропасть.

Да, осознание собственной, иногда уродливой, жалкой, стороны личности приносит боль. Но, преодолев эту боль, мы обретаем состояние большей цельности, единства. Это как человек, который по необходимости начал общаться со своим больным от рождения братом, чье первоначальное отвращение сменилось теплой любовью, так как это плоть от плоти его. (Как герой Тома Круза в фильме «Человек дождя».)

Эта цельность, «обретение себя» есть источник принятия, честности перед собой, сострадания к себе и к другим людям, уверенности в самом себе, в конце концов! Через слияние с тенью личность смело утверждает саму себя, проявляет и реализует, восстает из-под гнета ожиданий и стереотипов, поэтому обретает свободу.

Свободу раз и навсегда решить: «Да, я такой, черт возьми! Что-то я могу изменить в себе, а что-то нет. В непрерывном становлении я принимаю себя таким, какой я есть, я следую собственному пути!»

Это движение от ненависти и отрицания, к любви и принятию.

Непроявленная, скрытая, придавленная самомнением Тень тянет личность назад, во тьму, гремит цепями и завывает в непроглядной ночи человеческого духа, готовая нас мучить и терзать.

Но открываясь навстречу ей, напитывая себя ею, проходя в нее, сливаясь с ней, наше я начинает искриться всеми гранями своей подавленной индивидуальности, воплощаясь в единении святости и порока, силы и слабости, идеала и несовершенства. Слиться с тенью — это и значит «Обрести себя!»

И опять же, это не значит, воплощать в жизнь свою демоническую природу, предаваться пороку и злу. Это значит просто обнаружить в себе что-то, что мы скрываем, проявить к нему сострадание.

Когда тень вошла в мою жизнь я ощутил какую-то большую независимость, готовность выдержать любые нападки и критику и остаться непоколебимым (ведь я итак знаю свои слабости, кто меня может обидеть?), готовность уверенно идти своим путем, а не чужой дорогой, чувство некой самости, центра, единства со своим я, любви к нему.
Юнг говорил:

«То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа, это несомненно большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех, самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг, которого я хочу любить, что тогда?»

И эта фраза потрясла меня до самого основания, к ней потянулись все мои неоформленные чувства, найдя в ней поддержку, некое прочное основание, объяснение им самим.
Действительно, если самый главный враг сидит во мне самом, то что тогда?

Не пытайся убежать от своей Тени: куда нас тянет перфекционизм и почему пора с ним покончить

Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Как показывает история, концепт сверхчеловека не единожды дискредитировал себя, а стремление к совершенству всегда оборачивалось исключением из общества всех тех, кто не подходил под слишком неустойчивые критерии прекрасного.

Желая быть безупречными, мы неистово прячем качества, которые родители, учителя, партнеры, общество маркировали для нас как отрицательные — жадность, лень, похоть, зависть, нетерпимость, агрессию — за масками и образами идеального человека, проживающего наиболее полную и счастливую жизнь в лентах фейсбука и инстаграма.

Карл Юнг описал один из архетипов — Тень, который представляет собой совокупность всех наших установок, черт характера, маркируемых как ущербные и вытесненные на этом основании в бессознательное.

Причина появления Тени — не что иное, как стремление человечества к своей светлой, лучшей стороне.

Подавляя в себе качества, которые общество определяет как не соответствующие идеалу, мы стараемся показывать только свои положительные стороны.

«Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг в работе «Борьба с Тенью». Но зачем вытаскивать на свет божий свою Тень, если даже Юнг говорил о том, что худшие Тени человечества в ужасающих масштабах отразились в персоне Гитлера?

Ответ очень прост: чтобы обрести целостность. Именно ее, целостность, предлагает Юнг и его ученики в качестве идеала современного мира.

«Не светлый элемент сам по себе создает исцеление; а то место, где свет и тьма соприкасаются, и есть место возникновения чуда», — пишет в работе «Признание собственной Тени» ученик Юнга Р.А. Джонсон. По его мнению, стремясь к светлой стороне, общество отбрасывает свою темную сторону, «и этот шлак проявляется в виде войн, экономического хаоса, забастовок, расовой непримиримости».

Другой ученик Юнга Э.

Нойманн в работе «Глубинная психология и новая этика» утверждал, что необходима «новая форма гуманизма, которая позволит человеку доброжелательно относиться к самому себе и воспринимать свою теневую сторону как необходимый элемент своей творческой энергии». Сторонники аналитической психологии считают, что на сокрытие своей Тени человек тратит огромный ресурс, который высвобождается в случае проявления своего теневого аспекта, обращения на него внимания.

Но как освободить свою Тень? Для начала было бы неплохо понять, что она собой представляет. Юнг считал, что наши теневые аспекты проявляются из бессознательного в момент проекции, когда мы переносим свое внутреннее состояние на внешний мир.

Самый простой способ определить, какую Тень тщательно прячет подсознание, — обратить внимание на ярлыки, которые человек навешивает на других: «сноб», «несознательный», «расист» и т. д.

Суть этого процесса не в том, чтобы принять свою «теневую» несознательность и обрести противоположное, «светлое» качество — сознательность, а в том, чтобы дать себе право быть и сознательным, и несознательным одновременно.

«Быть сознательным» — невыполнимое требование: всегда найдется человек или группа людей, с точки зрения которых вы ведете себя несознательно.

Вспомните любого человека, которым вы восхищаетесь, — могу поспорить, что в его/ее биографии, образе мышления, поступках найдутся «темные пятна», которые вы сочтете недостаточно «светлыми».

Джонсон в упоминаемом ранее труде утверждал, что «мы наносим ущерб другому человеку, перекладывая на него нашу „черноту“ или свет (потому что заставлять кого-то играть роль героя для нас — это такая же тяжесть)». Достаточно привести в пример многих духовных гуру ХХ—XXI веков, за которыми тянется шлейф сексуальных скандалов и обвинений в присвоении денег доверчивой паствы или даже в убийствах собственных жен.

Американка Дебби Форд, интерпретатор и популяризатор концепта Тени Юнга, превратила теорию швейцарского психиатра в суперуспешный проект: она издала ряд бестселлеров, разработала программу тренингов по интеграции своей Тени, участвовала в популярных американских шоу, в том числе и в «Шоу Опры Уинфри». Форд рассматривала не только «темные тени», но и «свет» (в работах Юнга и его учеников тоже присутствует это понятие, но трактуется оно несколько иначе: «свет» соответствует Эго, сознательной части психики), «светлую противоположность тени», или «светлую тень». По ее мнению, светлая тень — это всё то, что восхищает нас в людях, становится предметом нашей белой зависти; это наш скрытый потенциал, который мы не реализовываем, поскольку считаем себя недостаточно красивыми, сексуальными, умными, коммуникабельными, творческими, спортивными и т. д.

В массовой культуре проекцию наших светлых теней легко отыскать в образах супергероев, тайно живущих среди нас и владеющих определенными сверхчеловеческими способностями

В футуристических сюжетах подобными совершенными качествами мы наделяем искусственных людей — репликантов и искусственный интеллект.

В фильме I Am Mother (2019) как нельзя лучше отражено разочарование человечества в самом себе. По сюжету воспитание совершенного человека будущего доверено искусственному интеллекту, который с упорством Святой инквизиции сжигает все «отбракованные экземпляры».

В сиквеле «Бегущего по лезвию» (2017) репликанты представляют собой идеал античной калокагатии — существ прекрасных внутренне и внешне. Моральные качества и физические способности офицера KD6-3:7 и Саппера Мортона (см.

также короткометражный приквел «2048: Некуда бежать») вызывают в нас куда больше восхищения и симпатии, чем люди, живущие в 2048 году, но не особо отличающиеся от наших современников. Люди будущего предстают либо в образах злых гениев и типичных чиновников (см.

короткометражный приквел «2036: Возрождение Nexus»), либо в образе white trash — деклассированных людей, демонстрирующих свое пренебрежение репликантам на том основании, что те являются «мешком с костями», то есть ненастоящими людьми.

Итак, светлые тени в момент проекции могут вызывать не только белую зависть, но такие же эмоции, как и темные тени — раздражение, нетерпимость, ненависть и агрессию.

Для демистификации этих табуированных эмоций, которые не принято ассоциировать с цивилизованным обществом, предлагаю обратиться к науке, изучающей поведение животных, в том числе людей, — этологии.

Один из ее отцов-основателей Конрад Лоренц в своей работе «Агрессия: (так называемое зло)» проследил причины возникновения агрессии и инструменты, с помощью которых мы (животные и люди) ее усмиряем.

Лоренц полемизирует с Зигмундом Фрейдом, который в некоторых своих работах высказывал мысль о том, что агрессия — это проявление инстинкта смерти, Танатоса. Лоренц же связывает агрессию именно с Эросом, относящимся к жизнеутверждающим инстинктам: выживанию, продолжению рода, борьбе за ресурсы.

Также, анализируя большое количество проведенных экспериментов, Лоренц утверждает, что агрессия — явление преимущественно внутривидовое. Он приводит пример: выслеживая свою жертву, хищник испытывает вовсе не агрессию, а предвкушение насыщения, как и человек не испытывает агрессию к индейке, которую он собирается съесть на ужин.

Для того чтобы преодолеть агрессию, направить ее, как выражается Лоренц, «в безопасное русло» и избежать кровопролития, то есть сохранить свой вид, природа изобрела прекрасный механизм — ритуал.

Советский и российский этолог Виктор Дольник в своей популярной книге «Непослушное дитя биосферы» приводит пример ритуала у самцов джейранов, которые меряются ростом, чтобы выяснить свой иерархический ранг, не калеча друг друга (что можно сравнить с демонстрацией странами своей военной мощи).

Долгое время и в обществе людей ритуалы позволяли (и позволяют во многих странах и сообществах и сегодня) сохранять «плохой мир».

Однако, как отмечает Лоренц, человечество не просто представляет собой единый гомогенный вид, но искусственно создает внутривидовое разделение.

«Темная сторона псевдовидообразования состоит в том, что оно подвергает нас опасности не считать людьми представителей других псевдовидов» — такой вывод делает из своих наблюдений Лоренц, который принадлежал к Национал-социалистической немецкой рабочей партии, воевал в рядах германской армии в годы Второй мировой войны, а после ее окончания скитался несколько лет по советским лагерям для военнопленных. Он подчеркивает, что в основе любого ритуала лежит всего лишь привычка и «животный страх ее нарушить».

И даже если мы не находим сил работать со своей пресловутой «зоной комфорта», «мы должны, со всей силой своего ответственного разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным», иначе, считает Лоренц, новая мировая война неизбежна.

Рекомендация Лоренца выглядела бы убедительной, если бы он дал определение понятию «ответственный разум», а также объяснил работу механизма «подавления», который, по его мнению, помогает избегать внутривидовых человеческих конфликтов. Не имея ответов на эти запросы, позволю себе всё же не согласиться с этологом.

Довольно легко в начале ХХI века представить (или подсмотреть) сценарий, главный герой которого, видя несостоятельность общества и руководствуясь самыми благими намерениями, возьмет на себя роль «ответственного разума», изобретающего эти самые механизмы «подавления».

Ведь и Гитлер, как писал Юнг в «Борьбе с Тенью», «намеревался создать международный порядок определенного рода», и этого порядка жаждали тысячи людей, поддерживающие своего лидера.

Тени «становятся опасными для нас лишь в том случае, когда не находят выхода», — утверждает в своей книге «Темная сторона охотников за светом» Дебби Форд.

Возможно, не подавление, о котором пишет Лоренц, а признание и востребование своих теневых аспектов — один из первых шагов к избавлению от чувства ущербности, обусловливающего наш перфекционизм, который имеет слишком высокую цену как для нас самих лично, так и для общества и окружающего мира?

Признавая свое право на ошибку, мы неизбежно становимся более терпимыми к ошибкам других. Принимая свое несовершенство, мы создаем пространство для несовершенства другого.

«Во вспышке, которая выглядит со стороны как „серый“ компромисс, происходит синтез ослепительного бриллианта», — писал юнгианец Джонсон в «Признании собственной Тени».

Но можно ли представить себе в современном мире человека, который обрел целостность, приняв теневые аспекты своей личности, и превратил свои вытесненные в подсознание несовершенства в творчество? Возможно, их следует искать не в святых ашрамах на Востоке, а в ленте новостей? Среди них и Индия Мур, трансгендерная девушка, талантливая актриса и модель, пережившая в подростковом возрасте насилие и гомофобию родителей, и Грета Тунберг, юная экоактивистка, не скрывающая свои особенности, связанные с ее психическими расстройствами, и считающая их своим даром, который дает ей силы быть последовательной в своих убеждениях. В своих многочисленных выступлениях Мур призывает перейти к небинарности восприятия Другого, поскольку в ее жизни бинарность, в которую она никогда не вписывалась, всегда приводила к жестокости.

Сегодня представители человеческого вида, десятилетиями и веками считавшиеся маргиналами и не имеющие возможность попасть на верхушку вертикали власти, переворачивают ее или, скорее, опрокидывают.

Но каким образом? Без насилия и доминирования, без перераспределения ресурсов и административных должностей, но неся благую весть о несовершенстве несовершенным людям, стремящимся к идеалу сверхчеловека.

Способы взаимодействия с архетипом Тени. Статья. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Самопознание.ру

Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Данная статья является введением в обширную тему архетипа Тени. Её можно воспринимать как приглашение в путешествие по теневым аспектам человеческой души. Для начала обратимся к классике, а именно к Карлу Густаву Юнгу.

“Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции” (К.Г. Юнг, “Сознание, бессознательное и индивидуация”).

Тень является одним из шести архетипов, которые структурируют психику человека:

Эго — Самость,

Анима — Анимус,

Персона — Тень.

Наше путешествие мы начнём с мифологических проявлений Тени. Данный архетип ярче всего проявлен в мифах героических, солнечных, в которых присутствует мотив борьбы света с тьмой, добра со злом.

Соответственно, чтобы разглядеть хорошенько теневые образы, нужно посмотреть на них глазами Героя.

Данный режим воображения имеет определённые свойственные ему черты: вертикаль, разрубание, анализ, просвещение, раскладывание по полочкам, внесение ясности, преодоление, борьба со временем и смертью.

Самый абстрактный представитель Тени это Хаос. Один из распространённых образов Хаоса в сказках — это тёмный дремучий лес без тропок и ориентиров. Сейчас я предлагаю вам представить образ такого леса. Попробуйте почувствовать, какое впечатление он в вас вызывает. Что вы чувствуете, находясь в нём.

Такое нехитрое исследование в собственном воображении поможет погрузиться в обозначенную тему чуть больше и не только головой, но и всем телом.

Дремучий лес является противоположностью освещённым поселениям со своими обозначениями, дорогами и прочими знаками, которые помогают ориентироваться в пространстве.

Итак, первая черта нашего архетипа: Тень противоположна порядку.

Наше сознание, чтобы ориентироваться в мире, пытается всё упорядочить. Чем меньше в жизни порядка, тем больше места и возможности для проявления Тени. Довольно часто, когда в жизни порядка нет практически полностью, можно говорить об одержимости Тенью.

А мы идём от абстрактного к конкретному, второй вид персонажей, олицетворяющих Тень, — это животные, демоны, черти, драконы и прочая нечисть. Они отражают животное начало в нас. Обычно данные образы связаны с агрессией и сексуальностью.

В сказках часто герой заходит в лес и, путешествуя там, встречает волшебных персонажей злобной наружности. Квинтэссенцией этих чудищ является дракон, которого герой обязан победить.

Какие страшные, жуткие животные персонажи мифов, сказок или кино вас больше всего впечатлили и почему? Какие у них черты вы бы выделили? Какая особенная деталь есть у каждого из них? Это всё что-то говорит о вашей Тени.

А мы идём далее и обращаем свой героический взор на антропоморфные образы: злые колдуны, ведьмы, боги и богини подземного царства в разных мифологиях. Тут тоже можно вспомнить персонажей из сказок мифов или кино, но уже человекообразные.

Желательно сосредоточится на образах того же пола, что и вы, потому что Тень — это архетип того же пола, что и человек, который на него смотрит.

Если же, например, речь идёт о злой ведьме, которая снится мужчине, то это можно назвать проявлением теневой стороны его анимы (архетипа внутренней женщины).

А теперь перебросим мостик от мифологии и коллективных образов Тени к психологии и тени личной, которая коренится, конечно, в коллективных пластах.

Тень появляется и начинает формироваться, когда появляется запрет. Она оформляется тогда, когда появляется образ себя. Она самим своим проявлением в жизни ставит вопрос об идентификации. Тень толкает человека задаваться вопросам “Кто я?”.

Как только найдён какой-то конкретный ответ, она своим поведением подрывает эту его идентификацию. Тень противоположна Персоне, той маске, которую мы предъявляем людям для успешной социальной коммуникации.

Тень — это та сила, которая ставит под сомнение любое самоопределение.

Способы взаимодействия с Тенью

Первый заключается в жёстком убеждении о том, кто я. Чем жёстче “знание” человека о себе, тем больше и сильнее его Тень, которая проявляется в телесных симптомах, перепадах настроения, снах и пр.. Например, в Тени ярого фанатичного христианина находится тот самый змей искуситель.

Хорошим художественным олицетворением данной установки эго является “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”. Тень противоположна тем качествам, которые мы хотим показывать другим людям, но также и тем, качествам которые нас определяют.

В лакановском психоанализе это называется господские означающие (по-простому, названия), эффекты которых (образы, манеры поведения) мы показываем другому. Так вот в Тени скапливаются противоположные означающие, которые создают определённого рода давление. Если я считаю себя монархистом, то в тени у меня находится анархист.

Если человек считает себя сдержанным и спокойным, то в тени скапливается много тревоги, агрессии, или просто экспрессивного поведения.

Если вам интересно поближе познакомится с вашей Тенью, то можно сделать простое упражнение: выпишите в столбик 10 качеств, которые, как вы считаете, видят в вас другие люди. Затем во втором столбике выпишите их противоположности.

После этого представьте образ того, кто бы олицетворял эти качества (желательно что-то одушевлённое и того же пола, что и вы). Назовите этого персонажа. Данный образ является вместилищем тех качеств, которые вы не принимаете, но он несёт в себе большой заряд вашей силы.

Далее можно пообщаться с этим образом. Например, можно спросить, что он чувствует, чего хочет. Если будет желание и готовность, то в воображении можно попробовать сделать то, что этот образ хочет. Это будет являться шагом по направлению к интеграции собственной Тени.

Даже просто услышать голос Тени бывает достаточно для того, чтобы выйти из первой, тоталитарной, позиции.

Второй способ взаимодействия с Тенью

Отсутствие и избегание какой-либо определённости в мире может свидетельствовать о поглощённости тенью. Если в первом случае эго считает, что оно пуп земли и может всё контролировать и всем управлять, то в этом случае, наоборот, эго как проходной двор, куда может заглянуть кто угодно, пройтись и наследить.

Человек не знает своей позиции по отношению к тому, что с ним происходит (вернее, он не может или боится в ней признаться себе), поэтому мощные архетипические (общественные, родовые) потоки, сюжеты проходят через него, а он становится рабом всего этого.

Пример можно найти в той же истории Джекила и Хайда, а конкретно в тех местах, где Джекил описывает себя в обличие Хайда.

Третий способ

Диалог. Эго в данном случае готово смотреть в сторону Тени, общаться с ней и идти к ней навстречу, так как ему интересно что-то другое. (Упражнение для наработки этой позиции описано выше.)

Столкновение с Тенью связано с чувствами страха, отвращения, раздражения. Последнее, кстати, является хорошим маячком для поиска своих теневых качеств в повседневной жизни. Тот человек, который вызывает раздражение, показывает вам вашу Тень.

Почему Тень представляется нам в жутких, отвратительных образах? Только потому, что мы негативно к ней относимся. Эго оформляет то, что стоит напротив, как ужасное и враждебное, потому что оно самим своим наличием в нас угрожает эго в том образе, в котором оно привыкло быть. Можно сказать, что, приняв Тень, старое эго умирает.

Мы с вами немного погрузились в теневое пространство и обрисовали его контуры и те законы, по которым он живёт. Посмотрели с помощью Героя, какие обличия принимает Тень в коллективном и личном бессознательном каждого из нас. Также было предложено простое упражнение по работе с личной Тенью.

Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Как и большинство людей, вы наверняка  имеете общие представления о своих  желаниях, ценностях и убеждениях. Вы выбираете «персональный код», который диктует, как себя вести, чтобы быть «хорошим» человеком.

Вы полагаете, что знаете, кто вы есть.

А если вы ошибаетесь? Что если большая часть того, что вы знаете о себе, своей морали и о том, что вами движет – это не совсем тот человек, кем вы являетесь на самом деле?

MORE СМЫСЛА

Ведь случалось же вам импульсивно что-то ужасное сказать или сделать, а потом горько сожалеть об этом?

«Как я мог так поступить? Почему?» — терзаете вы себя потом. Вот это «почему» и есть «белым пятном». Не исключено, что вас действительно рассердили или ранили, но откуда такая реакция?  Возможно, утрата контроля над собой свидетельствует о существовании совсем другого человека, который прячется под тщательно придуманным вами образом?

Если вы обнаружили в себе существование этого «совсем другого человека», поздравляем, вы встретили свою Тень.

Тень: Общее руководство

«Тень — это моральная проблема, которая бросает вызов «я» целиком, никто не может осознать ее присутствие без значительных нравственных усилий. Чтобы осознать это, нужно признать существование и реальность темных сторон человека. Этот акт является самым первым условием для любого вида самопознания», —
Карл Юнг, «Эон» (1951)

«Тень» — это термин, который впервые ввел швейцарский психиатр Карл Юнг для описания тех аспектов личности, которые все мы отвергаем и подавляем. По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в  бессознательное. Именно все это Юнг и называл нашей Тенью.

Проблема состоит в том, что зачастую мы не всегда осознаем ту часть своего «я», которую отвергаем. Согласно теории Юнга, мы психологически дистанцируемся от поведения, эмоций и мыслей, которые кажутся нам ужасными и опасными.

Происходит интересная вещь: вместо того, чтобы противостоять тому, что нам не нравится, наш разум делает вид, что этого нет.

Агрессивные импульсы, табу-ментальные образы, постыдные переживания, аморальные побуждения, страхи, иррациональные желания, неприемлемые сексуальные желания – это далеко не полный перечень теневых  аспектов, которые люди носят в себе, но боятся признаться. Приведу несколько примеров проявления темных сторон человека:

1. Привычка жестко осуждать других людей, зачастую – импульсивно.

Вы наверняка не раз ловили себя на том, как зачем-то сказали другу, что его костюм – смешон и нелеп. В глубине души вы не любите выделяться таким образом, но почувствовали острую необходимость услышать, что вы остроумны. Зачем? Чтобы не выглядеть смешно, как кто-то другой.

2. Указывать на недостатки других из-за собственной неуверенности.

Легче всего это сделать в интернете, прикрываясь выдуманными никами. Прочитайте раздел комментариев, и обнаружите там целую армию троллей, которые обзывают других «тупыми», «бездарными», «идиотами» и т.д. Как ни странно, интернет-тролли – это самые неуверенные в себе люди.

3. Резкое обращение с теми, кто ниже по статусу.

Я заметил этот феномен, когда работал кассиром. Это проклятие всех работников сферы обслуживания. Люди очень резко, а зачастую и грубо, общаются с теми, кто не имеет возможности им ответить. Таким образом, они пытаются компенсировать собственную беспомощность.

4. Изображать из себя жертву.

Вместо того, чтобы признать, что допустили нарушение, люди начинают «рисовать» себя как бедного-несчастного, который вообще тут ни при чем.

5. Идти «по головам» ради достижения собственных целей.

Люди очень гордятся успехами, не признаваясь себе, что они не один раз обманывали других, чтобы достичь его. Это проявляется как микроуровне, когда они пытаются обойти других, так и на макроуровне, когда целые корпорации обманывают простых людей ради снижения налогов.

6. Предубеждения и предрассудки.

Люди формируют свои представления о других, основываясь исключительно на том, как те выглядят.

Иногда это может быть и полезно, потому что предупреждает об опасности, но чаще всего – это типичные и вредные предубеждения.

Чтобы о них «никто ничего такого не подумал», они предпочитают притворяться, что не имеют расистских, гомофобных, ксенофобных или сексистских наклонностей. И все это – вместо того, чтобы разрушать в себе стереотипы.

Описание основных архетиов по Юнгу: архетип тень и персона

Карл Юнг и Тень: Общее руководство по темной стороне человека

Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».

Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.

В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.

Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.

В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго. Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов.

Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это Персона и Тень.

Архетипы по Юнгу

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.

Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

  • Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
  • Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Что такое Тень?

Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.

В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона.

Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный.

При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.

Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.

Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.

Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.

Взаимодействие Тени и Эго

Эго каждого человека отбрасывает Тень. Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам.

Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов.

В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.

Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.

Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.

Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям.

Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе.

Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.

Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.

Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения».

Как зарождается Тень?

В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.

Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира.

К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией.

Но вместо того чтобы извиниться и принять свою неправоту, взрослый еще больше унижает, кричит на ребенка, наказывает либо бьет. Ведь нужно «уважать старших» и «закрыть рот».

Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее.

Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я».

Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.

Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию.

Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго.

Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.

Как проявляет себя Тень?

Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.

Человек под действием Тени обижает близких, машет кулаками, изменяет своим принципам, грубо разговаривает, затевает драку или что-то ворует. После произошедшего ему становится очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то нашло», «муха укусила», «как подменили».

Несмотря на то, что за некоторые поступки нужно стоять в углу 3-4 жизни, нельзя во всем обвинять сознание человека. Ведь он на самом деле действует, словно во сне, когда Тень затмевает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.

Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.

Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.

Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.

Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.

Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

  • В фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
  • Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
  • Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
  • В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.

Архетипы по Юнгу

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.