H52

B-52 Stratofortress. История, фото, видео, характеристики

H52

Разработчик Boeing
Первый полет 1952
Единиц произведено (с 1952 по 1962 год) 744
Стоимость единицы (на 1998 год) $53 млн (B-52H)

Boeing B-52 «Stratofortress» — американский стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Boeing в начале 1950-х годов.

История B-52

Первые работы над новым бомбардировщиком второго поколения в США начались еще в 1946 году.

Самолет создавался для перспективной замены Convair B-36 — первого поколения межконтинентальных бомбардировщиков, создававшегося еще для войны с Германией и перепрофилированного на вероятную войну с СССР.

B-36 был поршневым самолетом и он быстро устарел в эпоху реактивной авиации — нужен был новый самолет. И работы по нему велись.

В отличие от реактивных истребителей, которые появлялись в разгар холодной войны с такой частотой, что летчики, едва освоив новый самолет, переучивались на еще более новый самолет, стратегическая авиация себе позволить таких игр не могла — стратегические бомбардировщики были сложной и очень дорогой техникой.

Поэтому Boeing, не смотря на огромный опыт, на протяжении нескольких лет прорабатывал десятки вариантов прежде, чем приступить к сборке прототипов (основные споры вызывал двигатель — выбирались варианты с реактивным или турбовинтовым двигателем, как на Ту-95).

Окончательный вариант был представлен только к 1949 году.

Летные испытания прототипов XB-52 начались в 1952 году. Спустя 3 года самолет был принят на вооружение и начал поступать в части ВВС США.

Модификации B-52

ХВ-52 — первый опытный самолет с тандемной кабиной летчиков и двигателями Пратт — Уитни J57-PW-1 Всего было построено 2 самолета.

В-52А — первая серийная модель. Использовался для войсковых испытаний, отличался от прототипов измененной компоновкой кабины экипажа, удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями J57-PW-9W. Построено 3 самолета.

В-52В — стратегический бомбардировщик и разведчик. При переоборудовании в разведчик в бомбоотсеке устанавливался герметизированный контейнер с АФА. Двигатели J57-PW-19W. Построено 27 машин.

В-52С — развитие самолета В-52В с увеличенной емкостью топливных баков и возможностью подвески под крылом двух ПТБ по 11 тонн. Построено 35 машин. Первый полет — 9 марта 1956 г.

В-52D — самолет, отличающийся от В-52С лишь небольшими дополнениями в составе БРЭО. Серийно выпускался с 1956 по 1958 г.г. Построено 170 самолетов.

В-52E — стратегический бомбардировщик с улучшенной прицельно — навигационной аппаратурой. Первый в семействе В-52 носитель крылатых ракет «Hound Dog». Оборудован системой дозаправки топливом в полете. Выпускался в 1957-1958 гг. Построено 100 самолетов.

B-52 : взлетов и полетов бомбардировщиков B-52

В-52F — развитие самолета В-52Е с новыми двигателями J57-PW-43. Построено 89 самолетов.

В-52G — бомбардировщик, существенно отличающийся от самолетов предыдущих серий: в крыле имеются дополнительные баки, площадь вертикального оперения уменьшена на 20%, изменены очертания носовой части. Рабочее место стрелка перенесено из хвостовой части в носовую гермокабину. Дальность полета увеличена на 25%. Серийно выпускался в 1958-1959 г. г. Построено 193 самолета.

В-52H — крайняя модификация. Отличается от предшественников установкой двигателей TF33-PW-1. Четыре 12,7-мм пулемета в кормовой стрелковой установке заменены шестиствольной 20-мм пушкой «Вулкан». Серийно выпускался в 1960-1962 г. г. Построено 102 самолета.

Эксплуатация B-52

По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолётов В-52 различных модификаций, размещённых на 38 авиабазах. Бомбардировщики стояли на вооружении 42 эскадрильи САК США. К 1978 году парк самолётов сократился до 574 единиц. Самолёты модификаций В-52B/C/D/F снимались с вооружения с 1965 по 1984 год.

По состоянию на 1988 год в различных лётных происшествиях был потерян 71 самолёт. В конце 80х годов 69 бомбардировщиков B-52G, не прошедшие модернизацию в качестве носителей AGM-86B, были перенацелены на доставку неядерного оружия.

В связи с окончанием холодной войны в 1991 году прекращено постоянное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков B-52.

К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставались 159 B-52G и 95 B-52H, всего 254 самолёта. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолёты модификации G были сняты с вооружения.

В Стратегическом авиационном командовании остались только 85 самолётов модификации H. С июля 2008 года начато сокращение парка самолётов B-52H. В ВВС США останется 68 бомбардировщиков, которые будут использоваться до 2040 года.

44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.

Боевое применение B-52

Война во Вьетнаме (см. Операция «Arc Light») (1965—1973)

B-52 активно применялся в ходе Вьетнамской войны. Всего за семь лет самолёты совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков.

Война в Персидском заливе (1991)

В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян. Ещё шесть B-52 были повреждены иракским огнём.

Операция «Удар в пустыне» (1996)

В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34 часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Андерсен — остров Гуам.

Операция «Лиса пустыни» (1998): группировка ВВС США и Великобритании нанесла ракетно-бомбовый удар по военным лабораториям Ирака, где, предположительно, разрабатывалось оружие массового поражения. Это было боевое крещение бомбардировщиков B-1 Lancer.

Операция «Союзная сила» (НАТО против Югославии) (1999)

Афганская война (2001—н.в.)

жертвами бомбардировок B-52 зачастую становились мирные жители. Одним из самых трагических месяцев стал декабрь 2001, с сотнями убитых мирных граждан.

Иракская война (2003)

В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около 100 крылатых ракет AGM-86 по Ираку.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ B-52

Типстратегический бомбардировщик
Силовая установкавосемь ТРД J57-P-43WA тягой 6,24 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка19,5 тонн
Практический потолок15 200 м
Дальность полета12 836 км
Максимальная взлетная масса199 т
Максимальная скорость1050 км/ч
Размах крыла56,39 м
Площадь крыла371,6 кв. м
Длина47,73 м
Высота14,64 м

Самолет  — одно из самых сложных, технологичных, совершенных и дорогостоящих изобретений человечества.  Появившийся в начале XX века неуклюжий аэроплан прошел через множество изменений, модификаций, поколений и сейчас является почти идеальным. Тем не менее, новые технологии и знания продолжают двигать авиастроение вперед, делая самолеты еще совершеннее.

В данном разделе Вы сможете ознакомиться с каталогом военных самолетов: истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, составляющих основу военно-воздушных сил стран мира. Гражданские самолеты представлены в соответствующем разделе.

Каталог разделен по странам и организациям — производителям самолетов.

Приятного изучения.

Франция

Dassault
  • Mirage F-1
  • Mirage III
  • Mirage 5
  • Mirage-2000
  • Rafale

Stealth H-52

H52

The H-52’s large capacity 2.0kWh Li-Ion battery delivers high powered, maintenance free fun from the beginning to the end of every ride.

Using the very latest in brushless DC hub motor technology, the H-52 provides smooth, tractable power accelerating from zero to full speed in virtual silence.

The H-52’s motocross inspired seat allows pilots to make moto manouvres and shift their weight to maintain ultimate control on a package that weighs even less than an 80cc MX bike.

Fitted with powerful 4 piston, Magura MT5 brakes clamping down on large, 203mm rotors, the H-52 stops precisely and predictably in all riding conditions.

Plush 200mm travel front suspension keeps the front wheel firmly planted when railing berms or traversing ruts.

250mm of rear travel softens up those harsh landings when air time comes to an end.

MX footpegs enhance the moto- control allowing pilots to maintain maximum control when it’s time to shred.

Click Below To Customize The Stealth H-52

Bringing off road action to the suburbs, the H-52 takes it all the way to your back door.  Whether it’s sunrise sessions or midnight motocross the H-52 has everything it takes to break the barrier of sound and keep the neighbours on your side.

Blur the line between point A and point B

With an operating range of up to 60km (37 miles) on a single charge, the H-52 has got what it takes to catapult pilots to speeds in excess of 80km/h (50mph) in seconds. Equipped with everything it takes to get your riding mission off the ground, silence is the only thing you will want to hear.

Offering two performance modes, the H-52’s top speed can be limited to 25km/h for novice riders, or opened out to deliver the full 80km/h (50mph) top-end.

Stealth’s proprietary DC-1 display collects real-time data and vital stats such as speed, battery consumption, range estimation and efficiency to give you accurate, intuitive systems updates at a glance.

In a world where efficiency and reliability mean everything, Stealth’s solid state, digital inverter technology has absolutely no moving parts, eliminating the possibility of wear and tear and reducing periodic maintenance intervals.

Stealth’s H-52 utilises our highest rate lithium battery and management system to ensure performance and reliability is extracted from its virtually silent power plant.

With a full recharge taking just three hours, the H-52 can be conveniently plugged in to any 110-240V output allowing riders to maximise ride time with both a pre-work morning ride and an afternoon session when you get home.

Bust berms, rail ruts or just get some hangtime

Standard issue on the H-52 are 200mm travel front forks from Fastace.  Tuned and spec’d by the Stealth team, this is a great all-round package for riders who want to mix their riding styles.  Preload, compression and rebound adjustments are simple to tune for a variety of terrain.

While slowing down or coasting, pilots have quick access to Regen braking which recovers kinetic energy, feeding it back into the battery pack, further enhancing range and ride time.

When obstacles are approaching faster than expected, precise stopping control is supported by Magura’s 4 piston hydraulic brakes clamping down on 203mm rotors to provide German braking accuracy with no more than 2 fingers on the levers.

Moto inspired and ready for flight

Hand built using aircraft certified CroMoly alloys the H-52’s latest frame evolution is as light and as tough as any MX bike on the market.

Dimensionally the Stealth H-52 sits somewhere between an 80cc and 125cc dirtbike with enough adjustability to suit most riders ranging from 162cm (5’4”) up to 193cm (6’4”) and a maximum rider weight of 120kg.

The H-52’s compact footprint shares a similar profile to that of a large frame downhill mountain bike meaning that you can load it into the back of your SUV, Wagon or your heavy-duty bike rack.

Personalise Your Stealth

Available in a wide range of colours, you can customize your Stealth to suit your own individual style

High Performance Upgrades

With great speed come hard hits. The faster you go, the harder they get

Buy The H-52

Standard issue on the H-52 are tough and dependable 200mm travel front forks from Fastace.  Tuned and spec’d by the Stealth team before delivery, this is a great all round package for riders who want to mix their riding styles.

For those looking to take their riding to the next level, DVO’s Emerald Inverted fork offers a super plush ride with lots of adjustability.

Every piece of this product is designed with the mindset of innovation.

It was built to stir things up, change how people viewed suspension in general, and give rider’s the best suspension experience possible.

The dual crown fork’s inverted design and Carbon Torsion Arch, along with easily accessible shim stacks that put this fork on the radar of riders and racers looking for something that stands out.

With great power comes the next turn… fast

Design Your H-52

Magura MT5 Brakes
Standard

When it comes to stopping power, the standard issue German made Magura MT5’s offer 4 piston hydraulic brake calipers for German stopping precision with no more than 2 fingers on the levers. For the majority of riders, the MT5 provides all of the stopping power needed to ride safely and efficiently on rough terrain.

Magura MT7 Brakes
Upgrade

For pilots in that top 10%, the Magura MT7’s provide tool-less reach and bite point adjustment allowing you to fine tune your brakes on the fly. Performance is further enhanced with the MT7’s monoblock brake pads significantly improving heat dissipation while increasing bite on the leading edge.

Traction is everything so choosing the right tyre for your application is crucial

Buy The H-52

The Duro Razorback offers excellent traction in loose and muddy terrain. Its aggressive knobby tread pattern allows riders to attack the harshest trails at high speed with confidence and accuracy.

Schwalbe Crazy Bob
Street

The Schwalbe Crazy Bob has a unique wrap around semi-slick tread pattern which provides excellent grip on harder surfaces. It’s reduced rolling resistance, the minimises noise while improving range and high speed cornering.

B-52H Stratofortress: чем опасен и как с ним бороться

H52

На протяжении нескольких последних десятилетий основным самолетом дальней авиации ВВС США остается Boeing B-52H Stratofortress. Такие машины поступили на службу более полувека назад и останутся в строю, как минимум, до сороковых годов.

Дальние бомбардировщики B-52H регулярно проходят ремонт и модернизацию, что позволяет им сохранять требуемое техническое состояние. Кроме того, обновление техники и ее компонентов позволяет обеспечивать требуемые боевые качества. Несмотря на солидный возраст, бомбардировщики B-52H остаются серьезной угрозой для безопасности третьих стран.

B-52H и его характеристики

Наблюдаемый боевой потенциал самолетов B-52H обусловлен несколькими факторами.

Возможности и способности самолета определяются его собственными тактико-техническими характеристиками, характеристиками применяемого вооружения, а также особенностями системы управления войсками.

Сначала рассмотрим потенциал основного компонента авиационного ударного комплекса – собственно самолета B-52H.

B-52H Stratofortress является самым крупным и тяжелым боевым самолетом ВВС США, что дает ему определенные преимущества в контексте основных задач.

Бомбардировщик имеет крыло размахом 56,4 м и длину 48,5 м. Масса пустого самолета определяется на уровне 83,25 т, максимальная взлетная масса – 220 т. В топливных баках помещается более 181,6 тыс. л горючего.

Максимальная боевая нагрузка достигает 31,5 т.

B-52H Stratofortress в полете.

Самолет на высоте способен развивать скорость 560 узлов (1050 км/ч), крейсерская скорость ниже – 442 узла или 845 км/ч. Практический потолок – 15 км. Боевой радиус определяется в 7200 км, перегоночная дальность – 16230 км.

Бомбардировщик оснащен приемной горловиной системы дозаправки в полете. Такое оснащение позволяет увеличивать продолжительность и дальность полета до требуемых значений.

Так, в прошлом проводились эксперименты, в ходе которых B-52 оставался в воздухе 40-45 часов.

Бомбардировщик оснащен средствами защиты от перехватчиков и зенитных ракет противника. До начала девяностых годов все B-52H комплектовались кормовыми установками с 20-мм автоматическими пушками M61.

В дальнейшем от такого оснащения отказались в пользу других средств защиты. В настоящее время самозащита осуществляется только за счет средств радиоэлектронной борьбы.

Намечена модернизация этой аппаратуры, направленная на получение характеристик, соответствующих требованиям времени.

Таким образом, с точки зрения основных тактико-технических характеристик, B-52H представляет собой весьма удачный самолет, способный решать широкий круг боевых задач в разных условиях.

Так, большая грузоподъемность, обеспеченная выгодной конструкцией планера и силовой установкой, позволяет нести и применять различные вооружения всех основных классов.

Предусматриваются системы для защиты бомбардировщика в полете.

Вид B-52H с другого ракурса. Фото Boeing Company / boeing.com

Следует отметить, что основные преимущества B-52H как платформы для вооружений связаны именно с летно-техническими характеристиками – прежде всего, с «глобальной» дальностью полета. Боевой радиус без дозаправки, в зависимости от нагрузки, может превышать 7 тыс. км.

Участие в операции самолета-заправщика позволяет в разы увеличить этот параметр. По сути, B-52H, как самостоятельно, так и при помощи заправщиков, способны работать с любых авиабаз США и поражать цели в любых районах земного шара.

Также возможно патрулирование в заданном районе в ожидании приказа о нанесении удара.

Впрочем, высокая дальность полета сочетается с дозвуковой скоростью. Это известным образом замедляет переброску самолетов на передовые авиабазы, а также увеличивает время, необходимое для проведения атаки. Соответственно, скорость не более 1000-1050 км/ч в ряде ситуаций может давать преимущества противнику, позволяя ему вовремя отреагировать на угрозу.

Летающий арсенал

B-52H Stratofortress способен нести 31,5 т полезной нагрузки. Для ее размещения в основном используется внутренний грузоотсек длиной 8,5 и шириной 1,8 м.

Внутренний отсек оснащен держателями для вооружений, а также может нести револьверную пусковую установку для ракет. Под центропланом монтируются два пилона с тремя балочными держателями на каждом.

Конфигурация отсека и пилонов, а также их оснащение определяются в соответствии с требованиями конкретного боевого вылета.

Все модификации бомбардировщика B-52 были способны применять свободнопадающие бомбы разных типов, в том числе и ядерное вооружение. Максимальная нагрузка в таком случае состоит из 51 бомбы калибром до 500 фунтов (227 кг).

Более крупные и тяжелые изделия перевозятся в меньшем количестве. Основным специальным свободнопадающим боеприпасом до недавнего времени были тактические термоядерные бомбы B61 и B83 – самолет нес восемь таких изделий.

Однако несколько лет назад B-52H исключили из списка носителей ТЯО.

Самолет B-52H и его номенклатура вооружений по состоянию на 2006 г. Фото US Air Force

B-52H является носителем высокоточного бомбового и ракетного вооружения. Аппаратура бомбардировщика совместима с семейством управляемых бомб JDAM. Количество такого оружия на борту зависит от его модели и, соответственно, габаритов и калибра. Бомбы JDAM могут сбрасываться с дистанции в несколько десятков километров от цели и наводятся на нее при помощи спутниковой навигации.

Имеется управляемая бомба AGM-154 JSOW. Планирующее изделие имеет массу 497 кг и несет осколочно-фугасную боевую часть. Максимальная дальность сброса для последних модификаций достигает 130 км.

На вооружении имеются несколько модификаций крылатой ракеты AGM-86 ALCM / CALCM. Такие ракеты способны лететь на дальность 1,2-2,4 тыс. км и нести обычную либо термоядерную боевую часть – в зависимости от модификации.

В грузоотсеке может устанавливаться 12 ракет AGM-158A/B JASSM / JASSM-ER.

При помощи спутниковой навигации и инфракрасной головки самонаведения такие ракеты доставляют проникающую фугасную боевую часть на дальность 360 (JASSM) или 980 (JASSM-ER) километров.

B-52: самолёт boeing stratofortress, стратегический бомбардировщик Б-52, технические характеристики (ТТХ)

H52

Бомбардировщик B-52 Stratofortress, разработанный в начале 50-х годов прошлого столетия, представляет собой второе поколение ракетоносцев Boeing.

Основной целью самолета была территория СССР, машина могла вместо ракет доставить пару термоядерных бомб до любой точки.

Несмотря на развитие ракетного вооружения и появление новых стратегических бомбардировщиков, ветеран продолжает оставаться в строю американских ВВС и сегодня.

За годы службы машины B-52 прошли несколько программ усиления конструкции, которые позволили сохранить прочность планера на требуемом уровне. Менялся состав вооружения, прицельное и радиолокационное оборудование.

История создания

Компания Boeing начала работу над перспективным стратегическим бомбардировщиком в начале 1946 года. Полученное задание предусматривало создание машины с боевым радиусом до 8000 км и максимальной скоростью не менее 724 км/ч. В качестве начального варианта силовой установки рассматривались турбовинтовые двигатели, установленные на крыло с прямолинейной передней кромкой.

Машина под обозначением Model 462 имела внешний облик, сходный с поршневыми самолетами B-50. Из-за неудовлетворительной дальности полета идею отклонили. Не получили дальнейшего развития варианты Model 462-16/17с уменьшенным взлетным весом.

В конце лета 1947 года появилась концепция стреловидного крыла с установкой турбовинтовых двигателей.

Проект получил обозначение Model 462-29 и практически полностью соответствовал требованиям заказчика, и в конце года они были скорректированы. Продолжение финансирования проекта позволило создать очередную версию Model 462-35 с соосными винтами. Параллельно был разработан самолет Model 462-40, имевший восемь турбореактивных двигателей. Оба варианта бомбардировщика заказчик забраковал.

Компания Boeing, затратившая много сил и средств на создание проектов, не сдавалась. На основе Model 462-40 ударными темпами была создана Model 462-49. Особенностью проекта была двухэтажная кабина и отдельный отсек для бортового стрелка, расположенный в хвостовой части машины.

Проект был одобрен заказчиком, но с замечаниями, которые устранялись до начала 1950 года. В результате родился очередной вариант Model 462-67, которому и суждено было стать будущим B-52. Два опытных самолета под обозначением XB-52 и YB-52 собрали в 1951-52 гг.

Серийные модификации

Первая партия из трех предсерийных машин B-52A (Model 462-201) была построена в 1954 году. Самолеты несколько отличались от прототипов компоновкой кабины пилотов, которые сидели рядом друг с другом. Дополнительное радиоэлектронное оборудование привело к росту длины носовой части.

Для защиты задней полусферы использована установка с четырьмя 12,7 мм пулеметами Browning M2.

Один из самолетов был переделан в носитель перспективного ракетоплана Х-15, разработанного компанией North American.

На основе B-52A была построена небольшая серия разведывательных самолетов RB-52B. Оборудование располагалось в быстросъемном контейнере в бомбоотсеке. После его удаления самолет мог использоваться как бомбардировщик.

ВВС США заказали 13 самолетов в варианте разведчика и параллельно 10 машин в виде бомбардировщика (под обозначением B-52B). Часть машин оснащалась пулеметной кормовой установкой, на части применили пушечную турель, включавшую в себя две 20 мм пушки. RB-52B и B-52B прослужили недолго – всего до 1965-66 гг.

Следующей версией стал B-52С, созданный с учетом опыта постройки предыдущей серии. На машинах применялась пулеметная стрелковая установка и подвесные баки с увеличенной вместимостью.

Дальнейшая модернизация привела к постройке серии B-52D, приспособленной к выполнению полетов на малой высоте.

Машины продержались в строю до 1983 года, пережив несколько программ модернизации и усиления конструкции.

Модификация самолета B-52E могла нести ракетное вооружение, вариант B-52F отличался улучшенной силовой установкой. Версия B-52G получила уменьшенную высоту киля и переработанную конструкцию крыльев, что позволило увеличить запас топлива. Стрелок, ранее находившийся в индивидуальной герметичной кабине в хвостовой части, переместился в общую кабину экипажа.

Последней модификацией стал B-52H, оснащенный пушечной кормовой установкой.

Изменена система привода тормозных щитков, что улучшило управляемость самолета во время дозаправок в воздухе. Ранее этот процесс был очень утомительным. Силовая установка оснащена новыми турбинами, со сниженной шумностью и дымностью выхлопа.

Кроме перечисленных серийных версий существовал ряд экспериментальных самолетов, построенных в единичных экземплярах. Машины применялись для отработки новых типов вооружения и оборудования.

Описание конструкции

Фюзеляж самолета B-52 имеет полностью металлическую конструкцию с алюминиевой обшивкой. Носовая часть машины закрыта обтекателем, прозрачным для радиоволн. Под обтекателем установлены антенны бортовой радиостанции, радара и систем навигации.

За приборным отсеком установлена двухъярусная герметичная кабина пилотов, под которой расположены ниши передних стоек шасси. По верхней части фюзеляжа проходят топливные баки. В хвостовой части фюзеляжа расположено дополнительное оборудование, тормозной парашют и единственная стрелковая точка.

Стреловидное крыло самолета B-52 с большой степенью удлинения установлено на верхней части фюзеляжа. В хвостовой части установлено одноклилевое оперение. Аэродинамика машины оптимизирована для выполнения полетов на скоростях, близких к звуковой. Механизация крыла включает в себя тормозные щитки с гидроприводом.

Особенностью схемы самолета поздних выпусков является отсутствие элеронов.

На задней кромке крыла установлены закрылки, управляемые электроприводом. У закрылков имеется два фиксированных положения, соответствующих взлету и посадке машины. На верхней плоскости крыла B-52 выполнены специальные гребни, стабилизирующие поток воздуха.

В состав силовой установки входят восемь турбовентиляторных двигателей. В зависимости от модификации самолета тяга каждого составляет от 5080 до 7710 кг.

Двигатели размещены попарно на пилонах, установленных под крылом машины. Конструктивно все двигатели на самолете разные, что значительно усложняет ремонт и техническое обслуживание.

Каждый двигатель имеет индивидуальный канал для подачи воздуха в компрессор.

На каждом двигателе самолета B-52 установлен генератор (который способен работать в режиме стартера), питающий бортовую электрическую сеть.

Часть двигателей оснащена насосами, обеспечивающими работу гидравлики (под давлением до 215 атм.). Гидравлическая система на B-52 разведена на левую и правую ветви.

От гидравлики работает хвостовой стабилизатор, стойки шасси, тормоза (механические и аэродинамические), створки бомбоотсека и хвостовая турель.

На бомбардировщике B-52 использовано шасси велосипедной схемы. Четыре основные стойки, расположенные на фюзеляже по торцам бомбоотсека, имеют спаренные колеса. На концах крыла имеются дополнительные опоры, предотвращающие касание взлетной полосы плоскостями. При движении самолета по взлетно-посадочной полосе дополнительные колеса не касаются поверхности земли.

Управление стойками в штатном режиме гидравлическое, в аварийных ситуациях – пневматическое. Для облегчения процедуры посадки при порывах ветра колеса основных стоек могут поворачиваться в сторону относительно оси машины. Остановка самолета B-52 выполняется гидравлическими дисковыми тормозами, установленными на колесах основных стоек.

Экипаж самолета состоит из пяти человек, сидящих в одной кабине.

На ранних B-52 в состав команды входил бортстрелок, дистанционно управлявший стрелковой установкой. Для аварийного покидания бомбардировщика используются катапультируемые кресла, причем направление выброса зависит от номера палубы. Герметизация кабины и поддержание микроклимата выполняется сжатым воздухом, забираемым из компрессоров двигателей.

На борту самолета B-52 последних модификаций установлены две навигационные системы, дополненные высокоточными средствами измерения скорости, высоты полета и сноса машины. Кроме того, в состав комплекса входит радионавигационный прибор. Впоследствии в состав оборудования ввели оборудование навигации GPS. Навигационная система сопряжена с прицелом и комплексом запуска ракет.

В носовой части машины установлена радиолокационная станция, предназначенная для прицельного сброса бомб и полета в режиме огибания рельефа местности. Бортовой электронно-оптический комплекс позволяет экипажу следить за местностью при любой освещенности. Информация выводится на дисплеи, установленные перед членами экипажа самолета.

Запас топлива на борту B-52 находится в фюзеляжных и кессонных крыльевых баках. Ранние самолеты имели резиновые крыльевые баки. На нижней поверхности крыльев имеются две точки для подвеса дополнительных емкостей. Особенностью последних модификаций является использование подвесных емкостей в качестве средства для борьбы с флаттером. После опустошения баки не сбрасываются.

Баки B-52 объединены в единую систему, обеспечивающую равномерное расходование топлива и изменение центровки. Для снижения концентрации паров в баках установлена система наддува инертным газом.

Суммарная вместимость составляет 186905 л, заправка выполняется централизовано.

Для увеличения радиуса действия используется система дозаправки машины в воздухе, горловина топливоприемника расположена над фонарями кабины экипажа.

В состав бортового стрелкового вооружения на B-52 входит хвостовая установка, включающая в себя 4-ре пулемета М2 или 20 мм шестиствольную пушку М61 «Вулкан».

На некоторых машинах использована модернизированная установка с пушкой Т171, обеспечивающей повышенную скорострельность. В начале 90-х годов стрелковые точки демонтировали как не имеющие боевой ценности.

В состав бомбовой нагрузки B-52 входят фугасные или ядерные бомбы различного веса и мощности. Количество бомб на борту зависит от массы и типа подвесов. Для стандартных и ядерных бомб применяются пилоны различной конструкции.

В максимальном варианте нагрузка включает в себя 51 бомбу Mk.82 (весом по 227 кг каждая). Бомбовый отсек имеет длину 8660 мм, ширину – 1850 мм и глубину 2350 мм.

Внутри установлена револьверная пусковая установка, предназначенная для подвески ракет.

Ниже приведено наглядное сравнение основных технических характеристик B-52 последней модификации с еще одним долгожителем стратегической авиации – советским Ту-95. При близких габаритах американская машина имеет большую боевую нагрузку и большую скорость полета.

ПараметрB-52HТу-95МС
Длина, мм4905049090
Размах крыла, мм5639050040
Максимальный вес, кг229065185000
Боевая нагрузка, кг3150020800
Скорость полета, км/ч957830
Радиус действия, км7210не менее 6340
Потолок, м1676510500

Также обращает внимание малая высота полета у отечественной машины. К плюсам Ту-95 следует отнести усиленное бронирование кабин и мощное стрелковое вооружение.

Применение самолетов

В ходе Вьетнамской войны применялись машины B-52D, специальным образом модернизированные для доставки к месту сброса 84 бомб весом по 227 кг. Программа доводки машин получила обозначение «Большой живот». По официальным данным во время боевых действий было потеряно 30 самолетов.

Следующим театром военных действий для B-52 стал Ирак. В ходе войны 1991 года машины применялись для бомбардировок промышленных и гражданских объектов и укрепленных районов. Американские машины базировались в Европе, Индийском океане и Саудовской Аравии. Был сбит всего один самолет, еще одна машина разбилась в результате боевых повреждений вне зоны боевых действий.

Бомбардировщики использовались в Персидском заливе и позднее. Так, в 1996 году, пара машин нанесла ракетный удар по объектам энергообеспечения и узлам связи в столице Ирака. Самолеты находились в воздухе более 34 часов. Отмечены случаи применения B-52 в Югославии и Афганистане. В 2016-18 гг. единичные самолеты применялись в боях на территории Сирии.

Из-за специфики применения самолетов B-52 в начале 60-х годов полеты совершались с ядерным оружием на борту.

Целью полетов было постоянное патрулирование воздушного пространства, экипажи были готовы нанести удары по целям, располагавшимся на территории СССР. Первые инциденты произошли в 1961 году, когда упавшие самолеты растеряли термоядерные бомбы. Оружие было оперативно найдено поисковыми группами.

В 1966 году в аналогичной ситуации поиск одной бомбы занял несколько месяцев. Самый громкий скандал разразился в 1968 году, когда одну из бомб обнаружить не удалось. Катастрофа произошла над Гренландией и привела к обострению взаимоотношений между США и Данией.

Последний самолет B-52H покинул сборочные цеха осенью 1962 года. Многие машины выводились из активной эксплуатации и ставились на базы хранения. В 1993 году началось массовое уничтожение самолетов, работы велись в соответствии с договором СНВ. Остававшиеся в строю бомбардировщики постепенно списывались.

На сегодняшний день в пригодном к полетам состоянии находится не менее 53 экземпляров, часть из которых стоит в резерве. Существующая программа модернизации предусматривает сохранение имеющегося парка машин до 2040 года. Дальнейшее поддержание бомбардировщика в летном состоянии невозможно.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.